ROCKMUSIC 18 мая 2002 г

ИМЕНА. Рок-группа "АРАКС" (Часть 2)
"Аракс" 1979  Стоит заметить, что стихийно возникающие "первопроходцы" отечественного рока, в основном, состояли из студенческих групп. А студенты обычно подвержены воздействию сессий и дипломных работ. Поэтому для рок-команд начала 60-х годов были свойственны многочисленные смены состава. Это объяснялось и творческими поисками музыкантов. Не избежал подобной участи и "АРАКС".

1973-1980 - Театральные эксперименты "Аракса"

К началу 1973 года состав группы выглядел следующим образом:

- Эрик Касабов (бас, вокал),
- Юрий Шахназаров (гитара),
- Александр Буйнов (клавишные),
- Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из "Скоморохов"),
- Борис Богрычев (барабаны)

   В таком составе "Аракс" играет на танцах в подмосковных Люберцах, где в середине того же (1973-го) группу услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером Московского театра имени Ленинского Комсомола (позднее - Театр "ЛЕНКОМ").
   Марк Анатольевич был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках. Профессиональный подход и мощное ансамблевое звучание стали для него идеальным вариантом, и он приглашает группу в театр.
   Подобная идея сама по себе была новаторской, а если вспомнить, какое это было время...

   Став полноправным членом труппы в середине 70-х годов "Аракс" участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях. В этот период (1973-1978) состав группы постоянно меняется.
   К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в "Весёлые ребята", его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из "Високосного Лета". Вскоре уходит Лерман, чтобы собрать свою группу "Ветры перемен" и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский.
   Из люберецкой самодеятельной группы "Мы" появляется певец и басист Сергей Беликов. Наконец, в феврале 1978 года из "Весёлых ребят" в группу был приглашен блестящий гитарист Вадим Голутвин.

   Интересно, что помимо работы в театре, участники "Аракса" 1973 года (Лерман-Шахназаров-Полонский) снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии "АФОНЯ", где спели свой тогдашний хит "Мемуары" (на стихи Валерия Сауткина).

   В 1978 году в составе: Шахназаров, Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, "Аракс" принял участие в, пожалуй, самой популярной постановке "Ленкома" тех лет - спектакле "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (музыка Алексея Рыбникова, либретто Павла Грушко по мотивам поэмы Пабло Неруды). Спектакль, с его оригинальным сюжетом, который романтизировал биографию чилийского разбойника-аутло, множеством запоминающихся мелодий, жестким рок-н-ролльным звучанием и весьма смелой сценографией, сразу стал событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей страны. Вскоре он был записан на "Мелодии" и вышел двойным альбомом, пользовавшимся колоссальным успехом.

   В сентябре 1978 года Юрий Шахназаров, который был организующей силой коллектива на всем протяжении его театральной эпопеи, уходит в группу Аллы Пугачевой - "Рецитал" . На его место из джаз-роковой группы "Виктория" приходит виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979-го состав группы усилил скрипач и певец группы "Весёлые ребята" Анатолий Алёшин.
   Высокий профессиональный уровень обусловил постоянный спрос на "Аракс" как на сессионных музыкантов. В конце 70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам "31 июня" и "Узнай меня". Тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием Антоновым.

1980-1989 - Переход в Росконцерт, роспуск группы, попытки возрождения

   Новый всплеск интереса к отечественному року, фестиваль "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (куда "Аракс" был приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп подвигли музыкантов к уходу из театра на условно-вольные филармонические хлеба - в апреле 1980 они стали артистами Росконцерта. (Их место в театре тут же заняла группа Криса Кельми - "Рок-Ателье").
   Той же весной вместе с Юрием Антоновым "Аракс" записал на "Мелодии" материал для дебютного диска "Колокол тревоги". К сожалению, он так и не был издан.
   Летом 1980 года музыканты приступают к работе над новой программой - "Дай нам сил, Земля". Заглавный двенадцатиминутный номер звучит на концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но опять же - не изданы.

   В тот период "Аракс" много гастролировал, отлично звучал живьём и исполнял на сцене как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.

   В октябре 1980 года Беликов решил вернуться в "Самоцветы". Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в стадии распада "Воскресения". Вместе с ним в репертуаре "Аракса" появляются песни его коллеги по "Воскресению" - Алексея Романова: Солнцем освещенная дорога, Снилось мне, Мне достаточно просто удачи.
   В этом составе группа играет до осени 1981 года, а в августе 1982-го в связи с развёрнутой кампанией властей по борьбе с роком "Аракс" был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР. Причём формулировка была поистине абсурдной: музыкантам было пожизненно (!!!) запрещено играть вместе!
   Сергей Рудницкий, а за ним и Евгений Маргулис уходят в новую группу Юрия Антонова "Аэробус". Анатолий Абрамов и Тимур Мардалейшвили стали участниками группы Стаса Намина, однако весной 1983 года покинули ее, прихватив с собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти - репертуар) "Аракса" в новой группе с многозначительным названием "Феникс".
   В 1985 году группа была "вычислена" органами культуры и сменила своё имя на "Ветер", потом стала "Глобусом", но, в конце концов, из-за непрекращающихся гонений распалась около 1986 года.
   Лишь в 1989 году, когда большинство идеологических бастионов безвозвратно рухнуло, Сергей Рудницкий предпринимает попытку реорганизовать группу под прежним названием "Аракс. В осовремененную версию коллектива вошли: Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк, бывший басист "Динамика" Сергей Рыжов и экс-гитарист "Рок-Ателье" Сергей Березкин. Но группе не удаётся достигнуть прежних высот на концертных площадках, и она возвращается в "Ленком".
   В 1994 году компания "А-RAM" выпускает компакт-диск с лучшими песнями "Аракса".

2002 - "Аракс" возвращается

   В этом году ветераны отечественного рок-движения 60-80-хх годов собрались вместе и решили возродить легендарный коллектив.
   Во вновь организованный состав "Аракса" вошли:

- Анатолий Алёшин - вокал,
- Тимур Мардалейшвили - гитара,
- Вадим Голутвин - гитара,
- Сергей Рудницкий - клавишные,
- Анатолий Абрамов - ударные,
и новый участник группы - Сергей Тимофеев - бас-гитара.

   ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ вновь созданного "Аракса" состоялось 14 апреля в Торговом комплексе "Три Кита" на 8-часовом гала-концерте в рамках Третьей общегородской акции "Покупай наше!", организованной отечественными мебельными фабриками "8 Марта", "МООН", Торговым Комплексом "Три Кита", Группой изданий "Новый каталог", выставкой "Мебель России" и "Авторадио" в поддержку отечественного производителя.
   В этот же день прошла уникальная пресс-конференция группы, на которой Анатолий Алёшин, Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов и Вадим Голутвин расскали, почему слово "Аракс" было официально вычеркнуто из всех официальных списков российских музыкантов и что побудило знаменитый коллектив снова собраться вместе.
   Стоит заметить ещё один интересный факт: вместе с "Араксом" в гала-концерте "Покупай Наше!" приняла участие ещё одна вновь созданная легенда отечественной рок-музыки - ансамбль "Весёлые ребята".
   А 25 апреля "Аракс" и "Весёлые ребята" пришли в ГЦКЗ "Россия", чтобы поздравить с 35-летием творческой деятельности своих друзей - ансамбль "Ариэль".

   В настоящее время группа активно репетирует и готовит оригинальную концертную программу, в которую войдут как классические хиты, так и новые композиции. Параллельно идёт работа над записью компакт-диска.

Дискография группы:

   Учитывая то, что музыканты группы "Аракса" участвовали в качестве сессионных музыкантов в записи многочисленных виниловых пластинок (LP), то в дискографии представлены только официальные компакт-диски:

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (L-Junction, 1997)
"Аракс" (A-RAM, 1994)
Кружатся диски. 1970 80 (Мелодия, 1996)

Использованная литература:


Е. Фёдоров. Рок в нескольких лицах. - М.: Молодая гвардия, 1989
А. Троицкий и другие. Рок-музыка в СССР. - М.: Книга, 1990
А. Кузнецов, А. Дидуров. Блюз из подвала. - Ставрополь: Книжное издательство, 1990
А. Н. Житинский. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. - Л.: Лениздат, 1990
А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. Кто есть кто в советском роке. - М.: МП "Останкино", 1991
А. Троицкий. Рок в Союзе. - М.: Искусство, 1991
Н. Добрюха. Рок из первых рук. - М.: Молодая гвардия, 1992

Примечание: Выпуск рубрики подготовлен также по собственным материалам автора рубрики, материалам самиздата, периодических изданий (в том числе и электронных - internet) и других книг по отечественной рок-музыке, не вошедших в указанный перечень, предоставленных поклонниками группы "Аракс".

Алексей Карамышев, специально для РокмЬюзик.Ру

На фото: Вадим Голутвин, Анатолий Алёшин и Сергей Беликов (1979 год).
Фотография из личного архива Вадима Голутвина
RM2002

Copyright © 2002 www.rockmusic.ru